Введение в язык Си++



             

Объекты Класса и Члены


Рассмотрим

class classdef { table members; int no_of_members; // ... classdef(int size); ~classdef(); };

Очевидное намерение состоит в том, что classdef должен содержать таблицу длиной size из членов member, а сложность - в том, как сделать так, чтобы конструктор table::table() вызывался с параметром size. Это делается примерно так:

classdef::classdef(int size) : members(size) { no_of_members = size; // ... }

Параметры для конструктора члена member (здесь это table::table()) помещаются в определение (не в описание) конструктора класса, вмещающего его (здесь это classdef::classdef()). После этого конструктор члена вызывается перед телом конструктора, задающего его список параметров.

Если есть еще члены, которым нужны списки параметров для конструкторов, их можно задать аналогично. Например:

class classdef { table members; table friends; int no_of_members; // ... classdef(int size); ~classdef(); };

Список параметров для членов разделяется запятыми (а не двоеточиями), и список инициализаторов для членов может представляться в произвольном порядке:

classdef::classdef(int size) : friends(size), members(size) { no_of_members = size; // ... }

Порядок, в котором вызываются конструкторы, не определен, поэтому не рекомендуется делать списки параметров с побочными эффектами:

classdef::classdef(int size) : friends(size=size/2), members(size); // дурной стиль { no_of_members = size; // ... }

Если конструктору для члена не нужно ни одного параметра, то никакого списка параметров задавать не надо. Например, поскольку table::table был определен с параметром по умолчанию 15, следующая запись является правильной:

classdef::classdef(int size) : members(size) { no_of_members = size; // ... }

и размер size таблицы friend'ов будет равен 15.

Когда объект класса, содержащий объект класса, (например, classdef) уничтожается, первым выполняется тело собственного деструктора объекта, а затем выполняются деструкторы членов.

Рассмотрим традиционную альтернативу тому, чтобы иметь объекты класса как члены, - иметь члены указатели и инициализировать их в конструкторе:

class classdef { table* members; table* friends; int no_of_members; // ... classdef(int size); ~classdef(); };

classdef::classdef(int size) { members = new table(size); friends = new table; // размер таблицы по умолчанию no_of_members = size; // ... }

Так как таблицы создавались с помощью new, они должны уничтожаться с помощью delete:

classdef::~classdef() { // ... delete members; delete friends; }

Раздельно создаваемые объекты вроде этих могут оказаться полезными, но учтите, что members и friends указывают на отдельные объекты, что требует для каждого из них действие по выделению памяти и ее освобождению. Кроме того, указатель плюс объект в свободной памяти занимают больше места, чем объект член.




Содержание  Назад  Вперед