Введение в язык Си++

         

Поля Типа


Чтобы использовать производные классы не просто как удобную сокращенную запись в описаниях, надо разрешить следующую проблему: Если задан указатель типа base*, какому производному типу в действительности принадлежит указываемый объект? Есть три основных способа решения этой проблемы:

[1] Обеспечить, чтобы всегда указывались только объекты одного типа ();

[2] Поместить в базовый класс поле типа, которое смогут просматривать функции; и

[3] Использовать виртуальные функции (). Обыкновенно указатели на базовые классы используются при разработке контейнерных (или вмещающих) классов: множество, вектор, список и т.п. В этом случае решение 1 дает однородные списки, то есть списки объектов одного типа. Решения 2 и 3 можно использовать для построения неоднородных списков, то есть списков объектов (указателей на объекты) нескольких различных типов. Решение 3 - это специальный вариант решения 2, безопасный относительно типа.

Давайте сначала исследуем простое решение с помощью поля типа, то есть решение 2. Пример со служащими и менеджерами можно было бы переопределить так:

enum empl_type { M, E };

struct employee { empl_type type; employee* next; char* name; short department; // ... };

struct manager : employee { employee* group; short level; // уровень };

Имея это, мы можем теперь написать функцию, которая печатает информацию о каждом служащем:

void print_employee(employee* e) { switch (e-type) { case E: cout name department name department level

и воспользоваться ею для того, чтобы напечатать список служащих:

void f() { for (; ll; ll=ll-next) print_employee(ll); }

Это прекрасно работает, особенно в небольшой программе, написанной одним человеком, но имеет тот коренной недостаток, что неконтролируемым компилятором образом зависит от того, как программист работает с типами. В больших программах это обычно приводит к ошибкам двух видов. Первый - это невыполнение проверки поля типа, второй - когда не все случаи case помещаются в переключатель switch как в предыдущем примере. Оба избежать достаточно легко , когда программу сначала пишут на бумаге $, но при модификации нетривиальной программы, особенно написанной другим человеком, очень трудно избежать и того, и другого. Часто от этих сложностей становится труднее уберечься из-за того, что функции вроде print() часто бывают организованы так, чтобы пользоваться общность классов, с которыми они работают. Например:

void print_employee(employee* e) { cout name department type == M) { manager* p = (manager*)e; cout level

Отыскание всех таких операторов if, скрытых внутри большой функции, которая работает с большим числом производных классов, может оказаться сложной задачей, и даже когда все они найдены, бывает нелегко понять, что же в них делается.



Содержание раздела