Введение в язык Си++

         

Вектора


Встроенное в C++ понятие вектора было разработано так, чтобы обеспечить максимальную эффективность выполнения при минимальном расходе памяти. Оно также (особенно когда используется совместно с указателями) является весьма универсальным инструментом для построения средств более высокого уровня. Вы могли бы, конечно, возразить, что размер вектора должен задаваться как константа, что нет проверки выхода за границы вектора и т.д. Ответ на подобные возражения таков: "Вы можете запрограммировать это сами." Давайте посмотрим, действительно ли оправдан такой ответ. Другими словами, проверим средства абстракции языка C++, попытавшись реализовать эти возможности для векторных типов, которые мы создадим сами, и посмотрим, какие с этим связаны трудности, каких это требует затрат, и насколько получившиеся векторные типы удобны в обращении.

class vector { int* v; int sz; public: vector(int); // конструктор ~vector(); // деструктор int size() { return sz; } void set_size(int); int operator[](int); int elem(int i) { return v[i]; } };

Функция size возвращает число элементов вектора, таким образом индексы должны лежать в диапазоне 0 ... size()-1. Функция set_size сделана для изменения этого размера, elem обеспечивает доступ к элементам без проверки индекса, а operator[] дает доступ с проверкой границ.

Идея состоит в том, чтобы класс сам был структурой фиксированного размера, управляющей доступом к фактической памяти вектора, которая выделяется конструктором вектора с помощью распределителя свободной памяти new:

vector::vector(int s) { if (s

Теперь вы можете описывать вектора типа vector почти столь же элегантно, как и вектора, встроенные в сам язык:

vector v1(100); vector v2(nelem*2-4);

Операцию доступа можно определить как

int vector::operator[](int i) { if(i

Операция (ИЛИИЛИ) - это логическая операция ИЛИ. Ее правый операнд вычисляется только тогда, когда это необходимо, то есть если вычисление левого операнда дало ноль. Возвращение ссылки обеспечивает то, что запись [] может использоваться с любой стороны операции присваивания:

v1[x] = v2[y];

Функция со странным именем ~vector - это деструктор, то есть функция, описанная для того, чтобы она неявно вызывалась, когда объект класса выходит из области видимости. Деструктор класса C имеет имя ~C. Если его определить как

vector::~vector() { delete v; }

то он будет, с помощью операции delete, освобождать пространство, выделенное конструктором, поэтому когда vector выходит из области видимости, все его пространство возвращается обратно в память для дальнейшего использования.


Для типа T T[size] является типом "вектор из size элементов типа T". Элементы индексируются (нумеруются) от 0 до size-1. Например:



float v[3]; // вектор из трех float: v[0], v[1], v[2] int a[2][5]; // два вектора из пяти int char* vpc; // вектор из 32 указателей на символ

Цикл для печати целых значений букв нижнего регистра можно было бы написать так:

extern int strlen(char*);

char alpha[] = "abcdefghijklmnoprstuvwxyz";

main() { int sz = strlen(alpha);

for (int i=0; i.

Функция strlen() использовалась для подсчета числа символов в alpha; вместо этого можно было использовать значение размера alpha ( #2.4.4). Если применяется набор символов ASCII, то выдача выглядит так:

'a' = 97 = 0141 = 0x61 'b' = 98 = 0142 = 0x62 'c' = 99 = 0143 = 0x63 ...

Заметим, что задавать размер вектора alpha необязательно; компилятор считает число символов в символьной строке, указанной в качестве инициализатора. Использование строки как инициализатора для вектора символов - удобное, но к сожалению и единственное применение строк. Аналогичное этому присваивание строки вектору отсутствует. Например:

char v[9]; v = "строка"; // ошибка

ошибочно, поскольку присваивание не определено для векторов.

Конечно, для инициализации символьных массивов подходят не только строки. Для остальных типов нужно применять более сложную запись. Эту запись можно использовать и для символьных векторов. Например:

int v1[] = { 1, 2, 3, 4 }; int v2[] = { 'a', 'b', 'c', 'd' };

char v3[] = { 1, 2, 3, 4 }; char v4[] = { 'a', 'b', 'c', 'd' };

Заметьте, что v4 - вектор из четырех (а не пяти) символов; он не оканчивается нулем, как того требуют соглашение и библиотечные подпрограммы. Обычно применение такой записи ограничивается статическими объектами.

Многомерные массивы представляются как вектора векторов, и применение записи через запятую, как это делается в некоторых других языках, дает ошибку при компиляции, так как запятая (,) является операцией последования (см. #3.2.2). Попробуйте, например, сделать так:

int bad[5,2]; // ошибка

и так:

int v[5][2]; int bad = v[4,1]; // ошибка int good = v[4][1]; // ошибка

Описание

char v[2][5];

описывает вектор из двух элементов, каждый из которых является вектором типа char[5]. В следующем примере первый из этих векторов инициализируется первыми пятью буквами, а второй - первыми пятью цифрами.

char v[2][5] = { 'a', 'b', 'c', 'd', 'e', '0', '1', '2', '3', '4' }

main() { for (int i = 0; i

это дает в результате

v[0][0]=a v[0][1]=b v[0][2]=c v[0][3]=d v[0][4]=e v[1][0]=0 v[1][1]=1 v[1][2]=2 v[1][3]=3 v[1][4]=4



Содержание раздела