Доступ к объекту по чтению и записи
Кроме контроля доступа к атрибутам класса с помощью разделения класса на внутреннюю, защищенную и внешнюю части, нужно следить за тем, с помощью каких методов можно изменить текущее значение объекта, а с помощью каких – нельзя.
При описании метода класса как const выполнение метода не может изменять значение объекта, который этот метод выполняет.
class A { public: int GetValue (void) const; int AddValue (int x) const; private: int value; } int A::GetValue(void) const { return value; } // объект не изменяется int A::AddValue(int x) const { value += x; // попытка изменить атрибут объекта // приводит к ошибке компиляции
return value; }
Таким образом, использование описателя const позволяет программисту контролировать возможность изменения информации в программе, тем самым предупреждая ошибки.
В описании класса String один из методов – GetLength – представлен как неизменяемый (в конце описания метода стоит слово const). Это означает, что вызов данного метода не изменяет текущее значение объекта. Остальные методы изменяют его значение. Контроль использования тех или иных методов ведется на стадии компиляции. Например, если аргументом какой-либо функции объявлена ссылка на неизменяемый объект, то, соответственно, эта функция может вызывать только методы, объявленные как const:
int Lexer::CharCounter(const String s, char c) { int n = s.GetLength(); // допустимо s.Concat("ab"); // ошибка – Concat изменяет значение s }
Общим правилом является объявление всех методов как неизменяемых, за исключением тех, которые действительно изменяют значение объекта. Иными словами, объявляйте как можно больше методов как const. Такое правило соответствует правилу объявления аргументов как const. Объявление константных аргументов запрещает изменение объектов во время выполнения функции и тем самым предотвращает случайные ошибки.