Указатель – это производный тип, который представляет собой адрес какого-либо значения. В языке Си++ используется понятие адреса переменных. Работа с адресами досталась Си++ в наследство от языка Си. Предположим, что в программе определена переменная типа int:
int x;
Можно определить переменную типа "указатель" на целое число:
int* xptr;
и присвоить переменной xptr адрес переменной x:
xptr = &x;
Операция &, примененная к переменной, – это операция взятия адреса. Операция *, примененная к адресу, – это операция обращения по адресу. Таким образом, два оператора эквивалентны:
int y = x; // присвоить переменной y значение x int y = *xptr; // присвоить переменной y значение, // находящееся по адресу xptr
С помощью операции обращения по адресу можно записывать значения:
*xptr = 10; // записать число 10 по адресу xptr
После выполнения этого оператора значение переменной x станет равным 10, поскольку xptr указывает на переменную x.
Указатель – это не просто адрес, а адрес величины определенного типа. Указатель xptr – адрес целой величины. Определить адреса величин других типов можно следующим образом:
unsigned long* lPtr; // указатель на целое число без знака
char* cp; // указатель на байт
Complex* p; // указатель на объект класса Complex
Если указатель ссылается на объект некоторого класса, то операция обращения к атрибуту класса вместо точки обозначается "->", например p->real. Если вспомнить один из предыдущих примеров:
void Complex::Add(Complex x) { this->real = this->real + x.real; this->imaginary = this->imaginary + x.imaginary; }
то this – это указатель на текущий объект, т.е. объект, который выполняет метод Add. Запись this-> означает обращение к атрибуту текущего объекта.
Можно определить указатель на любой тип, в том числе на функцию или метод класса. Если имеется несколько функций одного и того же типа:
int foo(long x); int bar(long x);
можно определить переменную типа указатель на функцию и вызывать эти функции не напрямую, а косвенно, через указатель: